Продвижение чтения в Соединенных Штатах

Чтение и библиотеки играют важнейшую роль в свободном обществе, поскольку они способствуют информированности граждан и их демократическому участию в общественной жизни. Без них невозможна свобода мысли и интеллектуальная свобода, они составляют основу программ по продвижению чтения в США. Так сложилось исторически, так остается и поныне.

В Соединенных Штатах образование, культура и продвижение чтения децентрализованы и не являются прерогативой какой-либо одной государственной организации или государства в целом. Не существует национального «департамента культуры»: даже государственные учреждения, такие как Департмент образования (Department of Education), Институт музейного и библиотечного обслуживания (Institute of Museum and Library Services) и Библиотека Конгресса (Library of Congress), практически не занимаются разработкой «национальной политики». Вместо этого они осуществляют соответствующие их профилю широкомасштабные программы и проекты, которые могут иметь, а могут и не иметь общенационального значения.

В Соединенных Штатах продвижение чтения (и грамотности) возникло в результате совместных усилий различных структур, таких как: 1) государственные учреждения разных уровней: на национальном уровне, на уровне отдельных штатов и местных сообществ; 2) некоммерческие организации (национальные, на уровне штатов и местных сообществ); 3) организации волонтеров, отдельные благотворители; 4) различные фонды и корпорации, которые обеспечивают значительную часть необходимой финансовой поддержки. Обычно они пользуются налоговыми льготами, предусмотренными законами США для тех случаев, когда пожертвования направляются благотворительным и некоммерческим организациям и движениям.

История развития

Продвижение чтения на национальном уровне возникло в США в 1950-е годы по инициативе частных и некоммерческих структур, в первую очередь издательств, которые начали сотрудничать с библиотеками. В последние десятилетия, особенно с 1980-х годов, правительство США, правительства многих штатов и государственные службы стали все активнее участвовать в различных проектах по продвижению чтения. Однако ведущую роль в этом по-прежнему играют некоммерческие, частные и общественные организации, которые осуществляют свою деятельность в партнерстве на общенациональном уровне, на уровне штатов и местных сообществ.

В 1950 году небольшая группа ведущих американских издателей <…> учредили Американский совет книгоиздателей (ACK – American Book Publishers Council, ABPC) – профессиональную ассоциацию, целью которой, помимо обычных бизнес-задач, должно было стать взаимодействие с профессиональным библиотечным сообществом в деле продвижения книг, чтения и библиотек.

Первая совместная встреча представителей АСК и библиотекарей состоялась на ежегодной конференции Американской библиотечной ассоциации (АБА – American Library Association, ALA) в 1950 году. Продвижение чтения было одним из четырех вопросов, обсуждавшихся на первых заседаниях конференции. Помимо этого были подняты проблемы почтовых тарифов, книгораспространения и авторских прав. В 1951 году состоялась конференция «Сельское чтение», результатом которой стала антология «Чудесный мир книг» (The Wonderful World of Books), опубликованная в 1952 году благодаря финансовой поддержке АСК, Департамента сельского хозяйства США (U.S. Department of Agriculture), АБА и других организаций.

В начале 1950-х годов общее беспокойство издателей и библиотечных работников стала вызывать проблема цензуры: группы частных лиц и официальные чиновники в различных частях страны запрещали книги к продаже, подвергали цензуре учебники, распространяли списки «неугодных» книг и авторов и пытались «подвергать чистке» фонды библиотек. Сенатор Джозеф Р. Маккарти из Сенатского подкомитета по расследованиям требовал, например, чтобы так называемые «вредные книги», которые якобы представляли «прокоммунистические взгляды», изымались из библиотек зарубежных информационных центров, созданных по инициативе Государственного департамента США. В ответ на это требование АБА и АСК организовали в мае 1953 года конференцию «Свобода читать» (Freedom to Read). Директор Библиотеки Конгресса Лютер Х. Эванс председательствовал в течение двух дней на этой конференции, завершившейся важным принципиальным соглашением сторон – «Декларацией о свободе чтения»

(Freedom to Read Declaration), начинавшейся словами: «Свобода чтения – залог успешного развития нашей демократии». Документ был поддержан обеими ассоциациями, а вскоре и Американской ассоциацией книготорговцев (American Booksellers Association), Институтом полиграфистов (Book Manufacturers’ Institute), Национальным советом учителей английского языка (National Council of Teachers of English) и другими объединениями. «Декларация о свободе чтения» и связанные с ней вопросы интеллектуальной свободы объединили издателей и руководителей библиотек и, соответственно, их профессиональные организации. Это привело к созданию в 1954 году Национального комитета книги (НКК – National Book Committee, NBC) – некоммерческой организации с индивидуальным членством, опирающейся на поддержку корпораций и фондов.

Комитет заявил, что представляет интересы граждан и действует «от имени книги», что, признавая общественные и культурные функции книги, он возлагает на себя миссию способствовать «свободе книги и широчайшему распространению книг и любви к чтению». С самого начала своей деятельности НКК не только отстаивал принцип свободы чтения, но и призывал активнее использовать библиотеки и оказывать им поддержку; развивать потребность в чтении, которая бы сохранялась на протяжении всей жизни; предлагал использовать средства массовой информации, включая телевидение, для пропаганды книги и чтения. За несколько лет число индивидуальных членов Комитета превысило 300 человек, которые, действуя в сотрудничестве с профессиональным книжным сообществом (издатели, библиотекари, книготорговцы и пр.), приложили немало усилий для того, чтобы «укреплять в общественном сознании понимание ценности книг для отдельного гражданина и для демократического общества в целом».

Американский совет книгоиздателей и Американская библиотечная ассоциация выступили главными спонсорами Национального комитета книги и выделили средства на оплату труда весьма ограниченного штата его сотрудников. Большинство проектов по популяризации чтения осуществлялись при финансовой поддержке частных фондов; в отдельных случаях поддержку оказывало правительство Соединенных Штатов, выделяя финансовые средства и официально одобряя те или иные программы. В 1955 году была создана Комиссия в поддержку свободы чтения. В 1958 году НКК совместно с АБА инициировали проект «Национальная неделя библиотек» – ежегодную кампанию (в том числе и в СМИ), призывавшую граждан поддерживать библиотеки. В настоящее время Национальная неделя библиотек проводится ежегодно в апреле при финансовой поддержке и под руководством АБА – это широкая рекламная кампания, которая в свою очередь привела к возникновению других специальных «недельных» акций, например, таких, как Неделя подросткового чтения.

В 1958 и 1959 годах Комитет сосредоточил свое внимание на проблеме воспитания привычки читать в течение всей жизни, а также приложил немало усилий для разработки программ совместного чтения детей и родителей. В июле 1958 года Комитет профинансировал совместно с Библиотечной школой Вашингтонского университета пятидневную конференцию, посвященную цикличному («кругообразному») стимулированию чтения: «дом – школа – публичная библиотека – дом». Библиотекари, родители, исследователи и ведущие деятели культуры обсуждали роль семьи в воспитании привычки читать, взаимоотношения между средствами массовой информации и чтением, роль учителя в мотивации чтения и другие вопросы. В конце 1958 года был завершен один из самых важных проектов Национального комитета книги – издано «Руководство для родителей по детскому чтению», написанное педагогом и писательницей Нэнси Ларрик (A Parent’s Guide to Children’s Reading, Nancy Larrick). Это популярное пособие для родителей и учителей, работающих с детьми до 13 лет, разошлось тиражом более миллиона экземпляров; последнее, пятое, переработанное издание было опубликовано в 1982 году.

Наконец, в сотрудничестве и при поддержке Вестингхаузской радиовещательной системы (Westinghouse Broadcasting System) Комитет подготовил серию телевизионных передач «Читаем вслух» (Reading Out Loud). Эта серия, возникшая как часть проекта «Национальная неделя библиотек», состояла из 15 получасовых телевизионных программ, демонстрировавших в телеэфире различных знаменитостей, которые читали детям вслух, чаще всего – собственным детям или внукам. Эти программы, целью которых было побудить родителей читать детям вслух, начались в 1960 году и в течение нескольких лет транслировались сотнями телевизионных каналов. В двух таких программах участвовала госпожа Элеонора Рузвельт и бывший директор Библиотеки Конгресса поэт Арчибальд МакЛиш, которые читали вслух своим внукам. Актриса Джулия Харрис, звезда бейсбола Джеки Робинсон, сенатор Джон Кеннеди и вице-президент Ричард Никсон также были среди участников этих получасовых программ.

В 1960 году Комитет учредил Национальную книжную премию (National Book Award), которая присуждалась американским книгам высокого литературного уровня и их авторам. В 1965 году Комитет впервые вручил Национальную медаль за достижения в литературе писателю Торнтону Уайдлеру. Церемония состоялась в Восточном зале Белого дома. В настоящее время Национальная книжная премия и Национальная медаль за вклад в литературу ежегодно вручаются некоммерческой организацией Национальный фонд книги (National Book Foundation).

Среди других проектов Национального комитета книги, осуществленных в 1960–1974 годах, – конференции и публикации по таким темам, как: книги в школах, развитие привычки к чтению в течение всей жизни, американские книги за границей, потребность в книгах и библиотеках в сельской местности, значение школьных библиотек, право читать и изменяющаяся роль публичных библиотек. В 1967 году Комитет профинансировал издание пособия «Книги и читатели-подростки: пособие для учителей, библиотекарей и родителей» (Books and the Teen-Age Reader: A Guide for Teachers, Librarians and Parents, G. Robert Carlsen), подготовленное литературоведом Г. Робертом Карлсеном, которое в обновленной и расширенной редакции переиздавалось в 1971 и 1980 годах. Кроме того, было выпущено пособие «Как увлечь чтением: реальные и эффективные программы для волонтеров» Карла Б. Смита и Лео Фей (Getting People to Read: Volunteer Programs That Work by Carl B. Smith and Leo Fay, 1973), где рассматривались экспериментальные проекты, школьные и внешкольные программы в помощь воспитанию читателей.

«Руководство для родителей по детскому чтению», «Книги и читателиподростки» и «Как увлечь чтением» были изданы как некоммерческие публикации в твердой и в мягкой обложках крупнейшими издателями и распространялись максимально широко, чтобы обеспечить их доступность всем желающим.

1972 год был объявлен ЮНЕСКО Международным годом книги с целью «сосредоточить внимание широкой общественности, правительств, международных и национальных организаций на роли книги и печатных изданий в жизни и деятельности человека и общества». Национальный комитет книги поддержал участие США в мероприятиях Международного года книги, обратив особое внимание на программы продвижения чтения. <…> Комитет также профинансировал трехдневную международную конференцию, на которой обсуждалась роль книг и других материалов в развитии образования и экономики. В конференции, на которой председательствовал педагог Фрэнсис Кеппель, приняли участие тридцать пять экономистов, педагогов, издателей и библиотекарей из 12 стран мира.

Несмотря на успешную реализацию своих программ, Национальный комитет книги прекратил свою деятельность в 1974 году. Главной причиной стало отсутствие постоянных финансовых поступлений. С 1 января 1973 года, когда Ассоциация американских книгоиздателей прекратила финансово поддерживать Комитет, ситуация стала критической. Скрытой причиной роспуска НКК явилось то, что издатели и библиотекари, которые в 1950 году создали эту организацию и являлись долгие годы ее основными сторонниками, серьезно разошлись во мнениях по ряду вопросов, в первую очередь, касающихся авторских прав. Были и другие причины для разногласий. Например вопросы, как Комитет должен относиться к новым технологиям, особенно к телевидению; почему превосходная работа Комитета не известна достаточно широко и как эту ситуацию можно изменить; почему финансовая поддержка Комитета не столь широка, как этого хотелось бы; почему не предусмотрено открытое членство в Комитете для всех желающих. Неспособность Комитета самостоятельно, без поддержки правительства США, обеспечить достаточное финансирование своих программ привела к его самоликвидации.

Центр книги Библиотеки Конгресса

Через три года после прекращения деятельности Национального комитета книги был создан Центр книги (Center for the Book) при Библиотеке Конгресса. Он был учрежден Конгрессом США в 1977 году по инициативе директора Библиотеки Конгресса Даниеля Д. Бурстина, который хотел, чтобы Библиотека Конгресса как правительственное учреждение США более активно участвовала в укреплении роли книг и чтения в американской национальной культуре. Принятием закона 95-129 Конгресс официально одобрил создание Центра как небольшого отдела Библиотеки Конгресса и определил порядок привлечения частных средств и пожертвований на условиях льготного налогообложения для реализации проектов Центра по продвижению чтения и для выпуска его публикаций. В последующие годы Центр книги расширил сферу своих интересов и включил в нее проблемы грамотности, укрепления роли библиотек в обществе, поддержку исследований в области книговедения, чтения и библиотечного дела.

Центр стал важнейшим национальным катализатором продвижения чтения в США, отчасти продолжая и развивая многие идеи, разработанные его предшественниками – АСК и, особенно, НКК. Некоторые из членов Исполнительного комитета и штатных сотрудников НКК, работавшие там в последние годы его существования, стали ведущими консультантами Центра книги в первое десятилетие его деятельности.

Центр книги довольно необычен: это небольшое подразделение было создано для развертывания программ чтения на основе партнерства частных и общественных компаний. Библиотека Конгресса выделяет средства на зарплату четырех штатных сотрудников, но все проекты и публикации Центра полностью финансируются за счет пожертвований на основе льготного налогообложения, поступающих от частных лиц, корпораций и фондов, а также разовых денежных дотаций из правительственных органов. В рамках деятельности Библиотеки Конгресса Центр организует конференции, лекции и выступления писателей, которые используют коллекции Библиотеки для своих исследований. Он также отвечает за программы по продвижению чтения и участие авторов в Национальном фестивале книги США – празднике чтения, который каждую осень проводится на Национальном Молле

Центр действует через две национальные сети: первая объединяет более восьмидесяти гражданских, образовательных и правительственных организаций, которые стали его партнерами, вторая основана на индивидуальном членстве и охватывает все 50 штатов и округ Колумбия. Центр также содействовал возникновению центров чтения и книги в библиотеках и университетах в ряде стран мира, в том числе в Англии, Шотландии, Австралии, ЮАР и в Российской Федерации.

До начала деятельности НКК концепция продвижения чтения как национальной программы не была достаточно разработана. К моменту образования в 1977 году Центра книги уже были достигнуты определенные результаты в этом направлении, но сама идея еще не была широко распространена и освоена. Первый большой совместный проект Библиотеки Конгресса и телевидения Си-Би-Эс «Прочти об этом больше!» (Read More About It!) привлек массовую аудиторию и помог в 1980-е годы инициировать новые медийные проекты по продвижению чтения.

Проект «Прочти об этом больше!» начался 14 ноября 1979 года, когда Ричард Томас, исполнявший главную роль в телеверсии романа Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен» (производство Си-Би-Эс), по завершении показа фильма призвал зрителей обратиться к книгам о Первой мировой войне, рекомендованным Центром книги Библиотеки Конгресса.В последующие 19 лет звезды Си-Би-Эс завершили более 400 телевизионных программ такими же 30-ти секундными обращениями: «Прочти об этом больше! Если вам понравилась программа, вот три-четыре книги, которые рекомендует прочитать по этой теме Библиотека Конгресса. Пожалуйста, обратитесь в вашу местную библиотеку или книжный магазин, где вам охотно помогут». Жанровая тематика этих телевизионных программ была многообразна: боевики, обзоры новостей, мюзиклы, детские передачи, телеигры, трансляции парада «Роуз боул» и парада в День Благодарения, вручение премий «Эмми», «Тони», «Грэмми» и премии кантри-музыки, выпуски мультфильмов, главные спортивные соревнования, такие как Супер Кубок, Мировой чемпионат и Открытый чемпионат Соединенных Штатов по теннису. «Авторами» этих обращений были Дэнни Кей, Беверли Силлз, Генри Фонда, Михаил Барышников, а также персонажи мультфильмов Микки Маус и пес Снупи. 1Территория в Вашингтоне между зданием Конгресса и Монументом Джорджа Вашингтона, где расположены крупнейшие музеи города.

В 1981 году в целях привлечения общественного интереса к проектам, адресованным всем возрастным группам, Центр книги впервые объявил тему года – «Книги несут перемены» (Books Make a Difference). Партнерским организациям было предложено работать по этой теме и использовать подготовленные для этого печатные материалы.

В дальнейшем темы стали определяться для всех ежегодных кампаний. Первая такая кампания состоялась в 1987 году, который Центр книги объявил «Годом читателя» (Year of the Reader). За этим последовало более десятка подобных акций. В 1989–1992 годах Первая леди Барбара Буш стала почетным председателем трех кампаний: «Год юного читателя» (Year of the Young Reader) (1989), «Год читателя на всю жизнь» (Year of the Lifetime Reader – 1991) и кампании 1992 года «Исследуй новые миры – ЧИТАЙ!» (Explore New Worlds – READ!). «Книги изменяют жизнь» (Books Change Lives) – девиз кампании 1993–1994 годов, «Создай свое будущее – ЧИТАЙ» (Shape Your Future – READ!) – тема кампании 1995–1996 годов, которая была посвящена профессиональному чтению. Кампания «Создадим нацию читателей» (Building a Nation of Readers) проходила с 1997 по 2000 год. Первая леди Лора Буш была почетным председателем кампании «Рассказываем американские истории» (Telling America’s Stories, 2001–2003).

В 1987 году Центр инициировал программу развития партнерства. Ныне более 80 некоммерческих организаций, занимающихся чтением, грамотностью и библиотеками, являются его партнерами. <…> Партнеры имеют возможность обмениваться опытом, использовать разработки Центра книги и ресурсы партнерской сети для осуществления собственных программ. Представители партнерских организаций встречаются раз в год в Библиотеке Конгресса для обмена идеями, такие же встречи проходят в филиалах Центра в разных штатах.

Открытие филиалов Центра книги в штатах изначально не предполагалось. Впервые эта идея обсуждалась как национальная программа в 1979 году в Калифорнии. Первая официальная заявка на создание филиала Центра книги поступила в 1984 году от Броувордской окружной библиотеки из города Форт Лодердейл штата Флорида. Специалисты из Флориды убедительно доказывали, что Центру книги для выполнения его миссии необходимо иметь представителей в штатах. В том же году был организован Центр книги во Флориде и разработаны основные рекомендации для создания таких центров в других штатах: каждый из них должен был охватывать своими мероприятиями всю территорию штата, добиваться вовлечения всего населения в программы чтения и самостоятельно изыскивать средства для финансирования деятельности, разумно используя для этого статус филиала Центра книги Библиотеки Конгресса. Большинство центров-филиалов действуют на базе различных учреждений: центральных библиотек штатов, центральных библиотечных систем, Советов штатов по гуманитарному образованию и культуре и университетов. Центры книги обязаны раз в три года подтверждать свой статус филиалов, при этом в заявке на продление необходимо указывать достигнутые результаты, а также планируемые программы и источники их финансирования.

В 1987 году, когда Джеймс Х. Биллингтон стал директором Библиотеки Конгресса, в стране существовало десять филиалов Центра книги. В 2002 году, после принятия решения о создании Центра книги в Нью-Гемпшире, общее число филиалов достигло 50, не считая Центра книги в Публичной библиотеке округа Колумбия. На сегодняшний день среди наиболее популярных проектов, которые осуществляют центры книги в разных штатах, можно назвать: проведение фестивалей книги; учреждение литературных премий; создание литературных карт штатов и баз данных о местных писателях; проекты литературных памятников, отмечающих места, где жили известные писатели или создавались знаменитые произведения; проект «Письма о литературе» (Letters About Literature) – конкурс сочинений учащихся о том, как та или иная книга помогла им наладить или изменить свою жизнь; проект «Одна книга» (One Book) – чтение и обсуждение одной и той же книги всем местным сообществом.

Создание литературных карт – «литературной географии» творчества местных авторов и их книг – стало темой кампании Центра книги в 1992 году, когда был получен большой грант от Фонда Лила-Уоллес Ридерз Дайджеcт (Lila Wallace Reader’s Digest Foundation) на программу «Язык земли» – передвижной выставки литературных карт из коллекции Библиотеки Конгресса. Впоследствии Центр книги предложил центрам в различных штатах создать свои литературные карты, которые должны отражать постоянно происходящие перемены в местной культуре, литературе и традициях.

На сайте Центра книги (www/loc.gov/cfbook) размещена информация о его разнообразной деятельности и публикациях, а также есть адреса более чем 200 организаций – постоянных партнеров, включая центры книги в штатах, некоммерческие и международные организации, занимающиеся книгами, чтением, грамотностью, популяризацией библиотек и исследованием их роли в обществе в разные исторические периоды.

Тенденции и проблемы

Технологии

Когда в 1977 году был образован Центр книги, телевидение еще считалось «новой» технологией, и именно оно вызывало наибольшее беспокойство любителей книг. С самого начала Центр искал пути взаимодействия новых электронных и старой «книжной» технологий продвижения чтения. Первый симпозиум, проведенный Центром, и первая публикация «Телевидение, книга и класс» (Television, the Book, and the Classroom) были посвящены возможностям использования телевидения для продвижения чтения и книжной культуры. Совместный проект Библиотеки Конгресса и телеканала Си-Би-Эс «Прочти об этом больше!» (1979–1998) явился результатом этих поисков. Сегодня специалисты электронной справочной службы Библиотеки Конгресса готовят и размещают на сайте «Прочти об этом больше!» списки рекомендуемой литературы, что является частью сетевого проекта по созданию электронной коллекции «Память Америки».

Приведем другие примеры удачного использования телевидения и Интернет-служб для продвижения чтения:

в высшей степени успешный «Книжный клуб Опры» (Oprah’s Book Club) – часть телевизионного ток-шоу «Шоу Опры Уинфрей» (The Oprah Winfrey Show), который рекламирует книги для участников программы создания читательских групп;

программа «Книжное телевидение» (Book TV) на кабельном телевидении, которая по выходным сообщает круглосуточно о книжных мероприятиях и встречах, проходящих во всех уголках США;

«Среди Львов» (Public Broadcasting System’s Between the Lions) – развлекательная программа телевизионного канала Системы общественного вещания (PBS), цель которой научить дошкольников читать;

сотни веб-страниц для учителей, школьных библиотекарей, детей и юных читателей, а также для публичных библиотек.

Привлечение знаменитостей в качестве примеров для подражания

Одна из таких знаменитостей – Опра Уинфрей. Участвовать в книжных рекламных акциях ее побуждает личный интерес к чтению. Точно также промоутеры чтения прибегают к помощи знаменитостей из мира спорта, мира развлечений и литературного мира, чтобы показать «универсальную» притягательность книги. Главный пример, подтверждающий это, – плакаты «Читай!» (READ!), выпущенные Американской библиотечной ассоциацией. Каждый плакат представляет известную всей Америке личность, позирующую со своей любимой книгой в руках, призывая таким образом читать. На последних выпущенных плакатах изображены Орландо Блум, Энтони Хопкинс и спортивные звезды Серена Уильямс и Мэрион Джонс.

Продолжающаяся децентрализация

Хотя в настоящее время по-прежнему существуют важные национальные премии и акции (Национальная книжная премия и Национальная неделя библиотек), в США наметилась тенденция перехода от централизованных проектов к региональным – на уровне штатов и местных сообществ. Этому способствовал постоянный рост и упрочение позиций филиалов Центра книги, развитие партнерских программ в поддержку чтения, а также повышение интереса к этим проблемам среди уже существующих организаций, таких как Советы штатов по гуманитарному образованию и культуре, входящие в Национальный фонд поддержки гуманитарных исследований.

Каковы бы ни были причины этой тенденции, результатом ее стало создание «модельных» проектов, которые легко воспроизводимы новыми участниками. Примеры таких проектов: «Одна книга» (One Book) – проект, начатый Центром книги штата Вашингтон; «Мама читает / Папа читает» (Mother Read / Father Read) – популярный проект, который реализуют центры книги во многих штатах; «Латиноязычные авторы Техаса» (Texas Latino Authors) – двуязычное – на английском и испанском языках – турне писателей, организованное Центром книги Техаса при финансовой поддержке Совета по гуманитарным исследованиям штата. Этот проект разработан с учетом реалий данного географического региона.

Сотрудничество

За последние десять лет сотрудничество различных организаций на национальном, региональном уровнях, на уровне штатов и местных сообществ стало главной силой в деле продвижения чтения в США. Как уже отмечалось выше, национальная сеть организаций, занимающихся популяризацией чтения, созданная Центром книги, включает более 80 участников. Многие из этих организаций, например Национальный центр семейной грамотности (The National Center for Family Literacy), Национальная ассоциация образования, компания «Чтение – основа основ» и Департамент образования США имеют свои партнерские сети. Еще один пример – Национальная коалиция в поддержку грамотности (National Coalition for Literacy), которая объединяет более дюжины организаций.

С 1998 по 2005 годы, благодаря финансированию, поступавшему от Фонда Вибурнум (The Viburnum Foundation), Центр книги поддержал 224 партнерских проекта по содействию семейной грамотности, инициированных публичными библиотеками в сельской местности в 12 штатах США. С 1998 по 2003 годы все они имели общее название – проект «Семейное чтение» (The Family Literacy Project) Центра книги и Фонда Вибурнум, с 2003 году эта «серия» стала называться «Чтение развивает ум» (Reading Powers the Mind). Каждая из 224 библиотек и их местные партнеры, в качестве которых чаще всего выступала программа Хедстарт (A Head Start School Classroom), а также Агентство по правам подростков, клубы для мальчиков и девочек или местные больницы, получали грант в размере 3 тысяч долларов на сам проект или на создание партнерства. Такие проекты должны были быть легко воспроизводимы и в других местах.

Перемены, проблемы и пути их решения

Несмотря на значительное развитие деятельности по продвижению чтения в США, начиная с середины 1980-х годов, трудно оценить ее результативность, тем более успешность. Причин немало: нечеткие и слишком разные способы измерения результатов; постоянный все убыстряющийся рост электронных средств информации и возрастание их роли в повседневной жизни американцев; непрекращающееся давление на молодых с призывами «быть успешными» и «быть популярными» среди своих сверстников; снижающиеся, вопреки всем усилиям учителей, результаты тестирований грамотности и чтения; обеспокоенность качеством чтения. В 2004 году Национальный фонд поддержки искусств опубликовал отчет «Чтение под угрозой: обзор чтения художественной литературы в Америке» (Reading at Risk: A Survey of Literary Reading in America), где документально подтверждался тот факт, что взрослые американцы стали меньше читать художественную литературу. Согласно этому исследованию оказалось, что «впервые в современной истории художественную литературу читает менее половины взрослого населения, по другим видам книг наблюдается еще более существенное снижение показателей». Кроме того, в Национальном отчете по грамотности взрослых, который в 2005 году был выпущен Национальным центром по статистике образования при Департаменте образования США (The U.S. Department of Education’s National Assessment of Adult Literacy) сообщалось, что 10 миллионов взрослых американцев страдают функциональной неграмотностью, т.е. не обладают навыками чтения на том уровне, который необходим для заполнения заявлений о приеме на работу, использования Интернета и чтения сказок детям на ночь.

С другой стороны, американские учителя и промоутеры чтения могут быть удовлетворены противоположными фактами: с середины 1980-х годов значительно возросло число читательских клубов и групп по обсуждению книг. Несмотря на то, что общие статистические показатели чтения имеют тенденцию к снижению, сохраняется устойчивая группа постоянных читателей и покупателей книг. С середины 1980-х годов возросло число книжных фестивалей и ярмарок. Начавшийся в 1998 году уникальный проект «Одна книга», имеющий целью чтение и обсуждение одной книги всем местным сообществом, завоевал огромную и не ослабевающую до сих пор популярность.

Отдельные акции и проекты

Национальный книжный фестиваль

Проект Национального книжного фестиваля был инициирован в 2001 году первой леди Барбарой Буш и Библиотекой Конгресса, которая с тех пор его финансирует и организует. В Фестивале могут бесплатно участвовать все желающие. Он проходит при поддержке таких корпораций, как сеть магазинов «Таргет Сторз», «АТ&Т», «Группа Аменд» (Amend Group) и «Вашингтон Пост» (Washington Post). В проведении Фестиваля участвуют различные организации, в том числе Американская ассоциация пенсионеров.

Центр книги разрабатывает программу Фестиваля, готовит выступления писателей и различные акции в поддержку чтения. В пятом книжном фестивале, который состоялся 24 сентября 2005 года, приняли участие семьдесят девять известных писателей, иллюстраторов и поэтов, он привлек примерно 10 тысяч зрителей, которые пришли на Национальный Молл. Более подробную информацию о проекте см. на сайте www.loc.gov/bookfest

Главные ежегодные национальные премии

Национальные книжные премии были учреждены в 1950 году как признание вклада в литературу писателей, работающих в четырех жанрах – в художественной прозе, в научно-популярной литературе, в поэзии и в литературе для детей. Начиная с 1981 года, Национальный совет литературных критиков (National Book Critics Circle) ежегодно вручает премию за лучшую книгу, изданную на английском языке. С 1922 года Американская библиотечная ассоциация присуждает Медаль Ньюбери (Newbery Medal) за самый значительный вклад в американскую детскую литературу, а с 1938 – Медаль Кальдекотта (Caldecott Medal) вручается художнику, создавшему лучшую иллюстрированную книгу для детей. С 1969 года АБА также вручает премию Коретты Скотт Кинг (Coretta Scott King Book Awards) афро-американским авторам, а с 1979 года – и афро-американским иллюстраторам за лучшую детскую книгу года.

Главные национальные книжные и читательские праздники

– Национальная неделя библиотек проводится ежегодно в апреле, начиная с 1958 года. Идея этого мероприятия принадлежала Национальному комитету книги, в настоящее время Неделю организует Американская библиотечная ассоциация (АБА);

– Месячник школьных медиатек, который также организуется АБА одновременно с Неделей библиотек; – Неделя детской книги была учреждена книготорговцами и библиотекарями в 1919 году, она проходит за неделю до Дня Благодарения. Сегодня организацией и рекламой этой акции занимается Совет по детской книге;

– Неделя чтения подростков проводится также под эгидой АБА, начиная с 1998 года, в третью неделю октября;

– Национальный месячник поэзии организует с 1996 года Академия американских поэтов. В апреле Советом по детской книге проводится Неделя поэзии для детей.

Многие американские библиотеки и другие организации отмечают международные праздники, такие как провозглашенный ЮНЕСКО Международный день книги и авторского права – 23 апреля. Цель этой памятной даты «продвижение чтения, издательского дела и защита интеллектуальной собственности путем охраны авторского права». Международный день детской книги празднуется с 1967 года в день рождения Ганса Христиана Андерсена – 2 апреля – при поддержке Международного совета по детской книге (IBBY). Международный день грамотности – 8 сентября – также был учрежден в 1967 году с целью привлечь внимание мирового сообщества к самому широкому спектру проблем в этой области. Акции проходят при поддержке ЮНЕСКО и Международной ассоциации чтения.

Книжный клуб Опры

Шоу Опры Уинфрей (о котором шла речь выше) почти двадцать лет было самым популярным ток-шоу на американском телевидении. Каждую неделю его смотрят 49 миллионов телезрителей в США, кроме того, передача транслируется в 122 страны мира. В Книжном клубе – одном из разделов этого шоу – рассказывается о книгах, лично выбранных госпожой Уинфрей. Благодаря широкой популярности Книжного клуба, многие прежде мало заметные книги становятся бестселлерами, их продажи возрастают до миллиона экземпляров.

«Среди львов»

Это популярная телепередача на Общественном телевещании, которая помогает детям учиться читать. Программа получила такое название потому, что ее главные герои – семья львов: Тео, Клео, Лайонел и Леона. Они «заправляют» в библиотеке так, что никто не может сравниться с ними. Этот сериал, начавшийся в 2000 году, соединяет современных кукол, анимацию, игру живых актеров и музыку – все для того, чтобы превратить подчас весьма не простой процесс обучения чтению в увлекательное приключение для детей и их родителей. Подробнее смотри на сайте – www.pbskids.org/lions

«Читает вся Америка»

Проект Национальной ассоциации образования (NEA) – это ежегодная акция, которая призывает каждого ребенка отметить чтением день рождения Доктора Сьюза (2 марта) – одного из самых популярных детских поэтов США. Этот праздник проводится уже в девятый раз благодаря совместным усилиям более 40 организаций и ассоциаций. Комплект разработок по проведению акции «Читает вся Америка» доступен на сайте – www.nea.org/readacross

«Помоги и прочти»

Национальный центр «Помоги и прочти» (The Read Out and Read National Center) сотрудничает с более чем 2500 клиниками и госпиталями и с 28 тысячами медицинских работников. Они знакомят маленьких детишек с книгами и читают им вслух. Доктора и медицинские сестры, используя особые отношения, которые устанавливаются между медицинским персоналом педиатрических клиник и родителями, помогают семьям поддержать первоначальные навыки грамотности, которые начинают проявляться уже в возрасте 6 месяцев. Эти программы ведутся во всех 50 штатах, в Пуэрто-Рико и Гуаме.

Подробнее смотри на сайте – www.reachoutandread.org

«Одна книга»

Этот проект иногда называют «Город читает». Его цель – привлечение местного сообщества к чтению путем объединения людей вокруг обсуждения одной книги. Обычно эта акция организуется библиотеками, которые действуют на уровне штата, региона, города, района. Чаще всего выбирается произведение художественной литературы, обсуждение которого обычно проходит в небольших группах, нередко в дискуссии принимает участие и сам автор. Проект «Одна книга» начался в 1998 году в Сиэтле – проект «Если бы весь Сиэтл прочитал одну и ту же книгу» был разработан Центром книги штата Вашингтон, расположенным в публичной библиотеке Сиэтла. Директором проекта была библиотекарь и пропагандист чтения Нэнси Перл.

Информация о проектах «Одна книга» собрана на сайте Центра книги (www.loc.gov/cfbook), поиск можно вести как по названию штата или города, так и по имени автора или названию книги. Число подобных проектов в США возросло в последние годы с 63 в 30 штатах в июне 2002 года до более 400 во всех 50 штатах и округе Колумбия к середине 2006 года. В 2003 году Американская библиотечная ассоциация (www.ala.org) начала снабжать библиотекарей, администрации библиотек и их партнерские организации разработками и информацией об успешно реализованных проектах «Одна книга». АБА создала также информационный диск «Один город, одно сообщество» – цифровой ресурс для планирования и оценки результатов проекта. В 2005 году Национальный фонд поддержки искусств (www.neabigread.org) инициировал проект «Большое чтение» – собственный вариант проекта «Одна книга».

«Письма о литературе»

Главный национальный проект Центра книги, адресованный молодежи. Учащимся 4–12-х классов предлагается написать письмо автору – современному или писателю прошлого – и рассказать, как его книга изменила взгляды школьника на себя самого или на мир. Более 47 тысяч школьников по всей Америке приняли в 2005–2006 годах участие в этой программе, а многие центры книги в штатах стали местом торжественной церемонии вручения наград победителям. Каждый год сеть универмагов «Таргет Сторз», постоянный спонсор проекта, оплачивает проезд и участие шести победителей и их родителей в Национальном книжном фестивале. Учащиеся читают свои письма авторам в специальном павильоне «Для подростков и детей». За дополнительной информацией обращайтесь на сайт – www.loc.gov/cfbook

Региональные праздники книги, проводимые в отдельных штатах и в местных сообществах Десятки фестивалей книги и грамотности, а также акции в поддержку чтения и письма проводятся каждый год по всей Америке, число их растет. Среди особенно хорошо организованных мероприятий можно назвать Фестиваль книги «Лос-Анжелос Таймс» (The Los Angelos Times Book Festival), Фестиваль книги штата Вирджиния, фестиваль «Книжная премия» штата Миннесота, Фестиваль книги Техаса, Международную книжную ярмарку в Майами, фестиваль «Письменные» свидания» на Аляске, акцию «Книжные премии Оклахомы», «Литературный семинар» в Ки-Весте, Фестиваль книги Юга. Эти проекты, как и многие другие, представлены на сайте Центра книги (www.loc.gov/cfbook), где они расположены в хронологическом порядке и по алфавиту.


Этот небольшой блок рекламы поможет вам больше узнать о других полезных для путешественника книгах и не только о них:   Думаем: драма эти и разные прочие спонсоры помогают самым различным сайтам развиваться и существовать.   Из помещенной тут информации вы - очень возможно - извлечёте для себя что-то полезное или просто интересное дополнительно Реклама - двигатель торговли, но еще и своего рода источник полезной информации! Тут за примерами далеко ходить не надо ремонт стиральной машины siemens
ремонт стиральной машины сименс

Дом и семья, сад и огород, домашние животные, кулинария и диеты, спорт и фитнесс, мистика и эзотерика:

Test 3 to reveal your compatibility and mutual understanding in the social sphere, education, health and wealth

Leon Angel


If you want to know yourself and your partner better then complete the test! If you don’t want to be disappointed in your future family life ...


5 ошибок, мешающих Вам выучить английский

Светлана Полякова


Из этой книги Вы узнаете: 1) главные ошибки, которые являются препятствием в изучении английского; 2) как найти правильную мотивацию; 3) как ...


101 совет про нетворкинг. Как заводить полезные связи

Алексей Бабушкин


Краткое руководство как заводить и поддерживать полезные связи. Книга рекомендована предпринимателям, руководителям, специалистам ...


Как создать счастливую семью. Рекомендации, советы, правила

Юлия Болгова


Счастливые партнерские отношения – результат совместного труда обоих партнеров. Построение крепкой семьи – приятная и радостная задача. ...


Диагноз – жизнь. Рецепты. Практические советы о сохранении силы и здоровья, состояния покоя, радости и желания исполнять свои мечты

Юлия Болгова


Жизнь дается человеку для того, чтобы жить в ней спокойно, радостно, быть здоровым и счастливым, осуществлять свои желания и мечтать о новых ...


Привычки. Какие Ваши привычки полезные?

Юлия Болгова


Серьезные, веселые, редкие… Привычки бывают разные. Какие привычки имеете Вы? Какова польза Ваших привычек для Вас и окружающих? Привычки ...