Читательская мода

В отношении феноменов моды обычно говорят «Так принято». Оценка других, немодных образцов носит оттенок пренебрежения, выражает насмешку, их демонстрация неуместна и нежелательна. Развитие моды напоминает движение по спирали: время от времени мода возвращается к прежним, ранее отвергаемым образцам.

Следование стандартам моды различно у разных социальных групп. Представители элиты следуют «высокой моде», требующей больших материальных затрат и прочих ценностей. Другие слои общества либо пытаются следовать примеру элиты, либо вырабатывают собственные образцы, которые у элиты считаются более низкими в эстетическом и интеллектуальном плане. Часто модный образец создаётся в нижних слоях и с модификациями принимается в верхних, элитных слоях общества. Мода отражает доминирующие моменты в данном обществе в данный момент. Мода направлена на постоянное стимулирование потребления, постоянное изменение определённой категории товаров. Поскольку расширенное потребление – основа рыночной экономики, многие рыночные структуры стимулируют развитие моды, способствуют созданию новых стилевых «модных» направлений. Результатом быстрых изменений моды является повышенное потребление некоторых категорий модных товаров, как правило, до того, как они будут использованы другим образом или устареют.

В основе массовой моды лежит психологический механизм подражания. Но сперва нужно создать то, чему будут подражать. Создать, продемонстрировать и активно пропагандировать. А за созданием, демонстрацией и пропа- гандой чего-либо нового стоит попытка выделить себя личностью или группой ради обособления, выделения себя среди себе подобных через обретение новой, уникальной черты. Первоначальный компонент механизма массовой моды – антимассовый. Мода рождается под влиянием двух основных факторов: стремление к обновлению и стремление к подражанию. Но следует отметить, что не всё новое становится потом модным. Для этого создателю но- вого необходимо приложить массу специальных усилий.

Факторы модности. Чтобы включить механизм подражания, новое должно соответствовать ряду условий.

1. Престижность нового. Но престиж – понятие трудноопределимое. Престижно то, что является атрибутом референтной группы.

2. Утилитарность.

3. Эстетичность – то, что красиво в быту, а не на элитарном уровне.

4. Реклама – то есть целенаправленное действие механизмов заражения.

Здесь ни престиж, ни практичность могут не иметь принципиального значения: всё внушит реклама.

Основной фактор моды – конформизм («групповое давление»). Массовая мода на что-то – результат добровольной податливости людей давлению, которое осуществляется либо авторами моды, либо её соавторами, либо просто очень известными и популярными людьми-распространителями. Большинство людей просто стремится выглядеть как все и не особенно выделяться из толпы.

Социально-психологические функции моды:

1. Массовизация человеческой психики.

2. Повышение престижа. Приобщаясь хотя бы внешне к референтной группе, человек повышает свой престиж и внешне, и внутренне.

3. Регуляция эмоциональный состояний. Человек, обладающий модной вещью, чувствует себя психологически значительно комфортнее, чем человек, не имеющий данной вещи.

4. Приобщение к новому. Следя за модой, человек развивается, обогащается новыми знаниями, чувствами и представлениями. Перенимая и перерабатывая новое, человек вырабатывает свои собственные вкусы и предпочтения.

5. Самоутверждение личности. Следуя моде, человек утверждает себя в своих собственных глазах.

Элементы распространения моды:

1. Автор моды. Это человек, который формирует новый материальный или духовный продукт, способный стать модным. Для этого данный продукт должен обладать новизной.

2. Соавтор моды. Человек, который перенимает идею автора и первым решается её воплотить.

3. Демонстраторы и первичные распространители моды.

4. Структуры локального распространения моды: выставки, презентации, публичные показы.

5. Поклонники моды. Люди, которые постоянно следуют данной моде, невзирая на удивление и даже неприятие окружающих.

6. Средства массового тиражирования. Никакая мода не станет массовой, если не будет адаптирована к реальным возможностям большинства населения, начиная с образования и кончая материальным достатком. Первоначально уникальные образцы удешевляются, упрощаются.

7. Реклама.

8. Массовая система продаж.

Развитие массовых пристрастий проходит в несколько этапов:

1. Возникновение интереса к определённому предмету или явлению на уровне малых агрегаций. Должен иметь место феномен совпадения интересов у многих членов агрегации.

2. Демонстрация положительных моментов, связанных с интересующим предметом или явлением (заполнение досуга, выгода и т.д.).

3. Распространение пристрастия с охватом больших масс людей посредством различных каналов СМК.

Массовые пристрастия как правило недолговечны и ограничены рамками субкультуры.

Момент наивысшей популярности моды становится началом её конца. Распространившись, мода начинает терять привлекательность для тех, кто её создал, а с всё большим распространением и для тех, кто её распространяет. Бывает, что некоторые элементы цепочки выпадают, или мода умирает, не пройдя весь цикл.

Типы модников:

1. Модник-распространитель. Типичный, массовый человек, который уверен в том, что он выделяется из массы, но он и делает моду массовой. Модник стремится быть уникальным и неповторимым, выделиться из окружающей среды. Но он всегда подражает, он обычно не автор и даже не соавтор моды. Обычно в поисках индивидуальности модник сбивается на поиск того, что есть у всех. Самовыражение подменяется референтным конформизмом. Признав что-то за модное, он расстанется с этим весьма неохотно, если расстанется.

2. Модник-антимодник. Любая мода начинается с автора. На начальном этапе новое – немодное, а то, что противостоит вчерашнему, рутинному. Для такого человека быть модным – значит быть модным каждый день, не дожидаясь, пока уникальное станет массовым. Он никогда не будет носить то, что носят все.

«Читательская мода – это динамическая форма стандартизированного поведения читателей, проявляющаяся в демонстративно избирательном отношении к произведениям печати в соответствии с культурными нормами референтной группы» (Психология чтения и проблемы типологии читателей. – Л., 1987. – С. 37). Модны не сами по себе произведения, а поведение по отношению к ним. Объект выдвигается в ряд престижных, и на него возникает мода.

Мода обладает двумя характеристиками: стандартизированностью и динамичностью. Стандартизированность выражается в массовом шаблонном, банальном, однообразном поведении читателей по отношению к данно- му объекту. Формируются однотипные читательские предпочтения, которые порождают спрос на одни и те же книги, их общепринятые оценки и преобладание данных книг в качестве предмета обсуждения. Динамичность выражается в быстрой смене таких стандартов, предпочтений, их текучести.

Судьба художественного произведения зависит от исторической эпохи (с её социально-политическими, эстетическими особенностями и запросами) и от читателя. Историческая эпоха порождает читателя, восприятие которого определяется принадлежностью к определённому общественному слою, национальности, полу, возрасту и индивидуальными характеристиками человека. Одно и то же произведение будет преломляться в каждой категории читателей по-разному.

Показателем моды является популярность. Она может быть обусловлена как созревшими интересами читателей, так и стремлением не отстать от других. Во втором случае чтение важно не само по себе, а как показатель, символ уровня культуры. Чтение не для себя, а для других – отсюда демонстративность моды. Демонстративность – это:

1. частые разговоры о модных литературных произведениях;

2. стремление завысить показатели своей читательской деятельности, приоб- ретение произведений, одобренных общественным мнением;

3. скорее демонстрация, чем использование, своей домашней библиотеки.

Читатели следуют моде даже против своих пристрастий из-за стремления удовлетворить потребность принадлежать к какой-либо группе, избежать одиночества, социально-престижную потребность (потешить собственное самолюбие), потребность в самоутверждении и уважении со стороны окружающих. Таким образом, выбор книги делается или исходя из реальных читатель- ских потребностей, или как дань моде.


Этот небольшой блок рекламы поможет вам больше узнать о других полезных для путешественника книгах и не только о них:   Читаем тут: https://furycoins.ru/sustavnoj-revmatizm.html эти и разные прочие спонсоры помогают самым различным сайтам развиваться и существовать.   Из помещенной тут информации вы - очень возможно - извлечёте для себя что-то полезное или просто интересное дополнительно Реклама - двигатель торговли, но еще и своего рода источник полезной информации! Тут за примерами далеко ходить не надо

Дом и семья, сад и огород, домашние животные, кулинария и диеты, спорт и фитнесс, мистика и эзотерика:

Test 3 to reveal your compatibility and mutual understanding in the social sphere, education, health and wealth

Leon Angel


If you want to know yourself and your partner better then complete the test! If you don’t want to be disappointed in your future family life ...


5 ошибок, мешающих Вам выучить английский

Светлана Полякова


Из этой книги Вы узнаете: 1) главные ошибки, которые являются препятствием в изучении английского; 2) как найти правильную мотивацию; 3) как ...


101 совет про нетворкинг. Как заводить полезные связи

Алексей Бабушкин


Краткое руководство как заводить и поддерживать полезные связи. Книга рекомендована предпринимателям, руководителям, специалистам ...


Как создать счастливую семью. Рекомендации, советы, правила

Юлия Болгова


Счастливые партнерские отношения – результат совместного труда обоих партнеров. Построение крепкой семьи – приятная и радостная задача. ...


Диагноз – жизнь. Рецепты. Практические советы о сохранении силы и здоровья, состояния покоя, радости и желания исполнять свои мечты

Юлия Болгова


Жизнь дается человеку для того, чтобы жить в ней спокойно, радостно, быть здоровым и счастливым, осуществлять свои желания и мечтать о новых ...


Привычки. Какие Ваши привычки полезные?

Юлия Болгова


Серьезные, веселые, редкие… Привычки бывают разные. Какие привычки имеете Вы? Какова польза Ваших привычек для Вас и окружающих? Привычки ...